"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ МАКИНКА АУЫЛЫНЫҢ    "БАЛДЫРҒАН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕККЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯСЛИ- САД "БАЛДЫРҒАН" СЕЛА МАКИНКА ПРИ  ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

23.02.2017

Протокол педагогического совета №3

Заседание педагогического совета ГККП детский сад «Балдырган»

от 22 февраля 2017 года.

Тема: «Использование психолого-педагогических технологий в образовательном процессе»

Присутствовали: 10 педагогов

Председатель: Баяшева Э.А., заведующая детского сада «Балдырган»

Секретарь: Ташмагамбетова С.У, психолог

Повестка дня:

1.Доклад на тему: «Организация психологического пространства в группах», Э.А. Баяшева

2. «Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического

здоровья детей раннего возраста», психолог С.У. Ташмагамбетова

3.«Использование современных технологий в ДОУ» методист А.Т. Кенжебаева.

Ход педсовета:

Вступительное слово  заведующей детского сада Э.А. Баяшевой

 

Ребенок

воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать

направление этим случайностям.

В.Ф.Одоевский

Основная задача педагогов ДО – выбрать методы и формы организации работы с детьми,

инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют

поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию

государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в

воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны

взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения «Не рядом, не

над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

По первому вопросу выступила заведующая детского сада А.Э. Баяшева с докладом «Организация

психологического пространства в группах».

Она отметила, что ГОСО дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое

сопровождение образовательного процесса в ДО.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним

из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса,

а также одним из показателей качества образования. Рассматривая

актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы

подчеркнуть ее приоритетность в рамках дошкольной образовательной

организации. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного

развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного,

волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает

решение основной задачи ДО -  охраны

жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Деятельность ДО по решению этой задачи состоит в обеспечении

безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

По второму выступила психолог детского сада С.У. Ташмагамбетова с докладом «Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического здоровья

детей раннего возраста». Она подчернула, что здоровье – это не только

отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,

психическое, духовное и социальное благополучие. Наиболее сложная перестройка

организма происходит на начальной фазе адаптации ребенка к условиям детского

сада. В заключении доклада было указано, что для успешной адаптации необходимо

построить отношение, которые создают ощущение комфорта, уверенности,

взаимоуважение и взаимопомощи.

По третьему вопросу заслушали доклад методиста А.Т. Кенжебаевой

«Использование современных технологий в ДО».

В  докладе говорилось  о педагогических технологиях

и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Детям нового поколения предстоит жить в

новых социальных условиях. И мы должны  в период  дошкольного детства

предоставить дошкольнику не только для подготовки к школе, но и подготовке к

жизни. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми

дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а

разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь,

спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками  с рациональной

эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие

самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1.  Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по

использованию педагогических технологий.

2.  Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная

деятельность).

3. Продолжать создавать условия для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.

Председатель педагогического совета:    _________  Э.А. Баяшева

Секретарь: ___________  С.У. Ташмагамбетова

Доклад на тему: «Организация психологического

пространства в группах»

ГОСО дошкольного образования предполагает

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО.

В настоящее время обеспечение

психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых

к организации образовательного процесса, а также одним

из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы

в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность

в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно

в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности

ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого,

социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной

задачи ДОО — охраны жизни и укрепления физического

и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению

этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически

комфортных условий для каждого ребенка.

При постановке задач такого рода психологическая

служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности

воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под

психологической безопасностью понимается защищенность от угроз,

психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что

заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного

и недоброжелательного обращения.

Исходя из изложенного можно выделить

структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая

безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь,

структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить

на две системы:

  • систему организации режима жизнедеятельности
  • воспитанников;
  • систему организации межличностных отношений
  • в ДОО.

Система организации

режима жизнедеятельности воспитанников:

  • установление целесообразного, гибкого
  • и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной
  • и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна
  • и двигательного режима);
  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей
  • принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности
  • и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения
  • потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
  • организация образовательного процесса
  • (поддержание баланса между специально организованной
  • и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий
  • в форме игры и диалога; совместное решение познавательных
  • и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые
  • и интересные для них виды деятельности).

Система организации

межличностных отношений в ДОО:

  • влияние педагога на развитие личности
  • ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога,
  • педагогическое мастерство);
  • психологический климат в детском коллективе
  • (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
  • психологический климат в педагогическом
  • коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции,
  • атмосфера).
  • степень комфортности предметно-развивающей среды
  • для детей и взрослых;
  • психологический климат педагогического
  • коллектива.

Психологизация

образовательной среды — это систематическое применение психологических знаний, технологий,

методов и приемов в деятельности субъектов

воспитательно-образовательного процесса с целью успешной модернизации

национальной системы образования.

  • Психологизация образовательной среды в целях
  • сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание
  • в ДО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
  • Повышение профессионального уровня педагогов
  • и создание необходимых условий для их личностного роста, что
  • подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов:
  • индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов,
  • направленных на оптимизацию процесса организации
  • рационального режима дня (распределение физических
  • и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна
  • и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям
  • психологической безопасности; использование в работе приемов
  • аутотренинга и релаксации).
  • Организация коррекционно-развивающих занятий
  • с детьми, направленных на создание условий для
  • их естественного психологического развития, развитие эмоциональной
  • сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую
  • психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения
  • у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие
  • психомышечного напряжения, релаксацию и пр.).

Организация

предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования

и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия

детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении,

развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает

у детей положительную установку и позитивное впечатление

о детском саде, что способствует укреплению их психологического

и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство

в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность

детей, обусловливает возможность свободного выбора.

Организация безопасного,

психологически комфортного пространства

В группах должны быть  организованы специальные уголки и зоны,

способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия

и психологического комфорта.

1. Уголок приветствия

Направленность: создание

позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия

и принятия, сплочение детского коллектива.

Структура уголка:

  • стенд «Здравствуй, я пришел!»,
  • на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад,
  • ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом
  • заявляя о своем присутствии в группе;
  • стенд «Мое настроение», на котором дети
  • в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают свое
  • настроение.

2. Уголок достижений

Направленность: повышение

самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной

информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение

детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:

  • «Цветок успехов» (панно с индивидуальными
  • кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый
  • совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели
  • дети поощряются);
  • «Звезда недели» (в середине большой
  • звезды — фото ребенка, на концах — информация о нем,
  • которой он гордится);
  • «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно
  • с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый
  • совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели
  • дети поощряются.

3. Уголок гнева

Направленность: предоставление

детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего

их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие

положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам

саморегуляции.

Структура уголка:

  • «коврик злости» (резиновый шипованный коврик,
  • на котором дети могут потоптаться);
  • «коробочка гнева и раздражения» (коробочка,
  • в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав
  • предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
  • «подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая
  • набивная «змея», «ковер дружбы».

Помимо перечисленного уголок гнева также

оснащен боксерской грушей, мягкими стенками, обитыми толстым поролоном

по росту ребенка, агрессивными куклами бибабо (волк, баба-яга),

пластиковыми бутылками с песком. С помощью всего этого можно снять

чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувство гнева, враждебности,

фрустрации, а также потренировать мышцы ног и рук.

4. Уголок поздравлений

Направленность: формирование

позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского

коллектива.

В группах оборудованы стенды,

на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты

с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей

(пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.

Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

5. Зона воды и песка

Направленность: снятие стресса;

снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок

и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они

не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться

во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Не существует

правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому

ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных

в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает

накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для

головы и рук.

Зона оснащена мелкими пластмассовыми

игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что

плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

6. Зона уединения

Направленность: предоставление

ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна

из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками,

ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где

ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются легкие,

но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки,

ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы

и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей

в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть

в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Специально изготовленные «психологические

норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них

ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют

реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка — все равно что

строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется

«сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения,

цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть

одному.

7. Уголок сенсорного развития

Направленность: развитие всех

видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных

способностей; речевого и психического развития детей; выработки

эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям

с ними.

В этом центре находятся звучащие

игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое,

способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых

анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена

соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции

и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр,

направленных на управление гневом; картотекой экспериментов и проч.

Яркость, необычность оборудования

пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только

помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся

эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

Система работы по обеспечению

безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная

в условиях реализации ДО, дает положительные результаты:

  • соответствие предметно-развивающей среды
  • требованиям психологической безопасности;
  • направленность деятельности педагогов
  • на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
  • сокращение количества факторов, негативно
  • влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный
  • дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима
  • дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных
  • видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности
  • с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения
  • релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик
  • снятия психоэмоционального напряжения;
  • создание условий для естественного всестороннего
  • развития творческого потенциала и индивидуальных способностей
  • воспитанников;
  • уменьшение количества детей с эмоциональными
  • нарушениями;
  • успешная адаптация детей раннего возраста
  • к условиям ДОО;
  • сокращение количества детей, психологически
  • не готовых к поступлению в школу.

Анализируя результаты, можно сделать вывод

об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению

здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически

комфортной образовательной среды в условиях реализации ГОСО ДО.

Доклад на тему:

«Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического здоровья

детей раннего возраста»

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят,

чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче

воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он

лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему

требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования

характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных

способностей.

          Что же такое здоровье? Здоровье - это

не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,

психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему

здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

         Если физическое здоровье - это

показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка,

телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации,

чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое

здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики

ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень

зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

         Физическое здоровье и психическое

состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего

физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия

способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа

и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и,

наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А

расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к

успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние

используется для регуляции психического состояния.

          В последнее время проблемам

обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное

внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как

следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст,

что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой

ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости,

обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные

расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является

дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая

обстановка.

          Необходимо подчеркнуть, что для

здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья:

внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание

эмоционального комфорта.    Необходимость

постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует

создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с

жизненной средой дошкольного учреждения.

           В дошкольных учреждениях с проблемой

сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда

ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых,

всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном

обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у

семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье

справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского

сада, а за что отвечают сами родители?

          Период адаптации к условиям детского

сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям

социального существования, к новому режиму.   Наиболее сложная

перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации. Адаптивные

возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша

в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии

могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению

темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить

оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут

смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только

у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход

ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.

Поэтому, процесс

адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно

организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на профилактику

дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального перенапряжения у

детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии.

Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности,

взаимоуважения и взаимопомощи.

        Практика показывает, что привыкание

малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от

того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому

ответственному периоду в его жизни.

Нередко родители, желая

развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того,

чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что

ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к

поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных  отношений,

привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его

сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или

обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом,

наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности,

наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми.

Немаловажное значение имеет

сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность,

умение решать проблемы в игре.

На сегодняшний день к решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания

плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском

саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации  призвано решать следующие задачи:

1.     Укрепление физического и

психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом

индивидуальных возможностей детей.

2.     Формирование у детей

адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками:

развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей,

взрослых, с правилами игры.

3.     Формирование чувства

защищенности, свободы, доверия к окружающему.

4.     Снятие эмоционального и

мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной

активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.

5.     Развитие игровых

навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора,

усвоение общепринятых норм поведения.

6.     Взаимодействие с

родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к

собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных

взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша

педагогически целесообразное  воздействие.

7.     Создание единого стиля

воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье.

     Работа строится таким образом, чтобы

обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного

процесса.

К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как

совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном

расположении к нему помогают установить контакт с взрослым, расширить опыт

общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка

практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям.

Проводятся тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их

опасения, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания

ребенка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации.

 Все это повышает психолого-педагогическую компетентность родителей. 

Предполагаемые результаты

1. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ.

2. Обеспечение социализации неорганизованных детей раннего возраста и

успешной адаптации их  и их родителей к условиям ДОУ. 


3. Создание непрерывной системы в образовательной и оздоровительной

работе   ДОУ с семьей.

4.  Повышение физического и психического уровня развития детей.

Проведение комплексных развивающих занятий дает свои

положительные результаты.  И дети легче

адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности

в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило, характерно

радостное или устойчивое спокойное состояние. Это помогает проследить

положительную динамику увеличения числа детей с легкой степенью адаптации. Формируются

социальная ориентация детей на сверстников и взрослых, умение налаживать

позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных

ситуациях, формируется образ "Я", повышается жизнедеятельность

организма, происходит ранняя социализация.

Также  укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей. Родители

стали лучше понимать своего ребенка, в чем он успешен и какие у него трудности,

осознали свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми.

Впоследствии родители становятся более активными участниками всех дел детского

сада..

      Определяя степень адаптации детей,

мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психического здоровья

(эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми,

познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).

        Все вышесказанное дает

возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной

адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического

здоровья малышей.

Доклад на тему: «Использование современных технологий в ДО».

Ребенок воспитывается разными случайностями,

его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Современная концепция развития ребенка

ориентирована на развитие личностных качеств.

Детям нового поколения предстоит жить в

новых социальных условиях. Если раньше ребенку было гарантировано бесплатное

образование, трудоустройство согласно полученному образованию, а от него

требовались исполнительские качества. Теперь же нет никаких гарантий, и от него

требуется не только и не столько исполнительность, как инициатива,

самостоятельное принятие решений, решительность, и другие лидерские качества.

И мы должны  период  дошкольного

детства предоставить дошкольнику не только для подготовки к школе, но и

подготовке к жизни. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с

детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач,

а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь,

спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками  с рациональной

эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие

самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

В настоящее

время педагогические коллективы ДО интенсивно внедряют в работу инновационные

технологии. Поэтому основная задача  педагогов

дошкольного учреждения – выбрать методы и

формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,

которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в

дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов

дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку

со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не

рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как

личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических

технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале

давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в

каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,

приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -

методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни 

образовательных технологий. 

  Основные требования (критерии)

педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность - опора на

определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое,

дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных

целей.

    Системность – технология

должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования

процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с

целью коррекции результатов.

    Эффективность – современные

педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть

эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать

достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной

технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический

инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога,

использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных

особенностей.

Взаимодействие всех субъектов

открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется

на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

·       здоровьесберегающие технологии;

·       технологии проектной деятельности

·       технология исследовательской деятельности

·       информационно-коммуникационные технологии;

·       личностно-ориентированные технологии;

·       технология портфолио дошкольника и воспитателя

·       игровая технология

·       технология «ТРИЗ» и др.

1.     Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих

технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,

формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу

жизни.

Здоровьесберегающие

педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье

ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях

развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

ü от типа дошкольного

учреждения,

ü от продолжительности пребы­вания

в нем детей,

ü  от программы, по которой работают педа­гоги,

ü  конкретных условий ДОУ,

ü  профессиональной компе­тентности педагога,

ü

показателей здоровья детей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение

социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного

взаимодействия.

Педагоги, активно

использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,

единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду

позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Ø  «игровые» —

детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,

драматизации, разного рода развлечения);

Ø  «экскурсионные»,

направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и

общественной жизнью;

Ø   «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать

свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной

(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

Ø   «конструктивные»,

нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание

скворечника, устройство клумб.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому

типу мышления.

Надо отметить, что

применение проектных технологий не может существовать без использования

ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при

организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается

проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя

эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально –

исследовательской деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение

вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание

моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов:

наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски,

звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и

звукам природы;

- использование художественного

слова;

- дидактические игры,

игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

4.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается

современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это

предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому

звену непрерывного образования: образования с использованием современных

информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед

педагогами-дошкольниками  задачи:

Ø    идти в ногу со

временем,

Ø    стать для

ребенка проводником  в мир новых

технологий,

Ø    наставником в

выборе  компьютерных программ, 

Ø    сформировать

основы информационной культуры его личности,

Ø    повысить

профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

5.    Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные

технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность

ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных

потенциалов.

Личностно-ориентированная

технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания

новых образовательных программ.

Отмечаются

попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в

развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность,

наиболее полно реализовать себя.

Однако,

сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о

том, что педагоги полностью приступили к реализации идей

личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям

для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру

остается мало времени.

6. Игровая технология

    Строится как целостное

образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное

общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

·                    

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные

признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·                    

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·                    

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать

реальные явления от нереальных;

·                    

 группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на

слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление

игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может

и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации

такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые

для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную

систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему,

педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный

уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно,

этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая

педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими

материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных

задач. Некоторые современные

образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство

педагогической коррекции поведения детей.

7. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения

изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.

Альтшуллером.

Воспитатель

использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию

думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология

позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его

жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка.

Целью использования

данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких

качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с

другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого

воображения.

        Основная

задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить

ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в

работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке

сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без

понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые,

бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять

тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения

противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя

многочисленные ресурсы.

        Можно

применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог

недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с

применением метода выявления противоречий:

ü   

Первый этап – определение положительных и

отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих

стойких ассоциаций у детей.

ü   

Второй этап – определение положительных и

отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

ü   

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него

хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений,

вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже

проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно,

раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной

задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии

гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное

обучение в школе.

Каждый педагог

– творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание

технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на

технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс

в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса

Человек не может

по настоящему  усовершенствоваться, если

не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и

педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!



 

 

 

        

 

Просмотров: 270


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст