Протокол педагогического совета №3
Заседание педагогического совета ГККП детский сад «Балдырган»
от 22 февраля 2017 года.
Тема: «Использование психолого-педагогических технологий в образовательном процессе»
Присутствовали: 10 педагогов
Председатель: Баяшева Э.А., заведующая детского сада «Балдырган»
Секретарь: Ташмагамбетова С.У, психолог
Повестка дня:
1.Доклад на тему: «Организация психологического пространства в группах», Э.А. Баяшева
2. «Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического
здоровья детей раннего возраста», психолог С.У. Ташмагамбетова
3.«Использование современных технологий в ДОУ» методист А.Т. Кенжебаева.
Ход педсовета:
Вступительное слово заведующей детского сада Э.А. Баяшевой
Ребенок
воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям.
В.Ф.Одоевский
Основная задача педагогов ДО – выбрать методы и формы организации работы с детьми,
инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют
поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения «Не рядом, не
над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
По первому вопросу выступила заведующая детского сада А.Э. Баяшева с докладом «Организация
психологического пространства в группах».
Она отметила, что ГОСО дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса в ДО.
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним
из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса,
а также одним из показателей качества образования. Рассматривая
актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы
подчеркнуть ее приоритетность в рамках дошкольной образовательной
организации. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного
развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного,
волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает
решение основной задачи ДО - охраны
жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
Деятельность ДО по решению этой задачи состоит в обеспечении
безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
По второму выступила психолог детского сада С.У. Ташмагамбетова с докладом «Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического здоровья
детей раннего возраста». Она подчернула, что здоровье – это не только
отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое, духовное и социальное благополучие. Наиболее сложная перестройка
организма происходит на начальной фазе адаптации ребенка к условиям детского
сада. В заключении доклада было указано, что для успешной адаптации необходимо
построить отношение, которые создают ощущение комфорта, уверенности,
взаимоуважение и взаимопомощи.
По третьему вопросу заслушали доклад методиста А.Т. Кенжебаевой
«Использование современных технологий в ДО».
В докладе говорилось о педагогических технологиях
и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
Детям нового поколения предстоит жить в
новых социальных условиях. И мы должны в период дошкольного детства
предоставить дошкольнику не только для подготовки к школе, но и подготовке к
жизни. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми
дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а
разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь,
спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной
эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие
самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по
использованию педагогических технологий.
2. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная
деятельность).
3. Продолжать создавать условия для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
Председатель педагогического совета: _________ Э.А. Баяшева
Секретарь: ___________ С.У. Ташмагамбетова
Доклад на тему: «Организация психологического
пространства в группах»
ГОСО дошкольного образования предполагает
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО.
В настоящее время обеспечение
психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых
к организации образовательного процесса, а также одним
из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы
в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность
в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно
в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности
ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого,
социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной
задачи ДОО — охраны жизни и укрепления физического
и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению
этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически
комфортных условий для каждого ребенка.
При постановке задач такого рода психологическая
служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности
воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под
психологической безопасностью понимается защищенность от угроз,
психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что
заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного
и недоброжелательного обращения.
Исходя из изложенного можно выделить
структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая
безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь,
структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить
на две системы:
Система организации
режима жизнедеятельности воспитанников:
Система организации
межличностных отношений в ДОО:
Психологизация
образовательной среды — это систематическое применение психологических знаний, технологий,
методов и приемов в деятельности субъектов
воспитательно-образовательного процесса с целью успешной модернизации
национальной системы образования.
Организация
предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования
и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия
детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении,
развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает
у детей положительную установку и позитивное впечатление
о детском саде, что способствует укреплению их психологического
и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство
в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность
детей, обусловливает возможность свободного выбора.
Организация безопасного,
психологически комфортного пространства
В группах должны быть организованы специальные уголки и зоны,
способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия
и психологического комфорта.
1. Уголок приветствия
Направленность: создание
позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия
и принятия, сплочение детского коллектива.
Структура уголка:
2. Уголок достижений
Направленность: повышение
самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной
информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение
детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
Структура уголка:
3. Уголок гнева
Направленность: предоставление
детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего
их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие
положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам
саморегуляции.
Структура уголка:
Помимо перечисленного уголок гнева также
оснащен боксерской грушей, мягкими стенками, обитыми толстым поролоном
по росту ребенка, агрессивными куклами бибабо (волк, баба-яга),
пластиковыми бутылками с песком. С помощью всего этого можно снять
чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувство гнева, враждебности,
фрустрации, а также потренировать мышцы ног и рук.
4. Уголок поздравлений
Направленность: формирование
позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского
коллектива.
В группах оборудованы стенды,
на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты
с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей
(пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.
Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.
5. Зона воды и песка
Направленность: снятие стресса;
снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Из всех игровых материалов песок
и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они
не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться
во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Не существует
правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому
ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных
в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает
накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для
головы и рук.
Зона оснащена мелкими пластмассовыми
игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что
плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
6. Зона уединения
Направленность: предоставление
ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна
из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками,
ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где
ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
В зоне уединения используются легкие,
но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки,
ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы
и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей
в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть
в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Специально изготовленные «психологические
норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них
ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют
реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка — все равно что
строить самого себя.
Кроме того, в зоне уединения имеется
«сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения,
цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть
одному.
7. Уголок сенсорного развития
Направленность: развитие всех
видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных
способностей; речевого и психического развития детей; выработки
эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям
с ними.
В этом центре находятся звучащие
игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое,
способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых
анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Каждая из зон оснащена
соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции
и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр,
направленных на управление гневом; картотекой экспериментов и проч.
Яркость, необычность оборудования
пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только
помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся
эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.
Система работы по обеспечению
безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная
в условиях реализации ДО, дает положительные результаты:
Анализируя результаты, можно сделать вывод
об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению
здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически
комфортной образовательной среды в условиях реализации ГОСО ДО.
Доклад на тему:
«Успешная адаптация – как условие сохранение физического и психического здоровья
детей раннего возраста»
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят,
чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче
воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он
лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему
требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования
характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных
способностей.
Что же такое здоровье? Здоровье - это
не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему
здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье - это
показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка,
телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации,
чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое
здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики
ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень
зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое
состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего
физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия
способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа
и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и,
наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А
расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к
успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние
используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам
обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное
внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как
следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст,
что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой
ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости,
обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные
расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является
дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая
обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для
здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья:
внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание
эмоционального комфорта. Необходимость
постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует
создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с
жизненной средой дошкольного учреждения.
В дошкольных учреждениях с проблемой
сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда
ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых,
всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном
обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у
семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье
справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского
сада, а за что отвечают сами родители?
Период адаптации к условиям детского
сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям
социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная
перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации. Адаптивные
возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша
в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению
темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить
оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут
смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только
у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход
ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.
Поэтому, процесс
адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно
организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на профилактику
дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального перенапряжения у
детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии.
Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности,
взаимоуважения и взаимопомощи.
Практика показывает, что привыкание
малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от
того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому
ответственному периоду в его жизни.
Нередко родители, желая
развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того,
чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что
ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к
поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений,
привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его
сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или
обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом,
наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности,
наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми.
Немаловажное значение имеет
сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность,
умение решать проблемы в игре.
На сегодняшний день к решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания
плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском
саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации призвано решать следующие задачи:
1. Укрепление физического и
психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом
индивидуальных возможностей детей.
2. Формирование у детей
адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками:
развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей,
взрослых, с правилами игры.
3. Формирование чувства
защищенности, свободы, доверия к окружающему.
4. Снятие эмоционального и
мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной
активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.
5. Развитие игровых
навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора,
усвоение общепринятых норм поведения.
6. Взаимодействие с
родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к
собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных
взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша
педагогически целесообразное воздействие.
7. Создание единого стиля
воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье.
Работа строится таким образом, чтобы
обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного
процесса.
К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как
совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном
расположении к нему помогают установить контакт с взрослым, расширить опыт
общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка
практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям.
Проводятся тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их
опасения, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания
ребенка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации.
Все это повышает психолого-педагогическую компетентность родителей.
Предполагаемые результаты
1. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ.
2. Обеспечение социализации неорганизованных детей раннего возраста и
успешной адаптации их и их родителей к условиям ДОУ.
3. Создание непрерывной системы в образовательной и оздоровительной
работе ДОУ с семьей.
4. Повышение физического и психического уровня развития детей.
Проведение комплексных развивающих занятий дает свои
положительные результаты. И дети легче
адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности
в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило, характерно
радостное или устойчивое спокойное состояние. Это помогает проследить
положительную динамику увеличения числа детей с легкой степенью адаптации. Формируются
социальная ориентация детей на сверстников и взрослых, умение налаживать
позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных
ситуациях, формируется образ "Я", повышается жизнедеятельность
организма, происходит ранняя социализация.
Также укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей. Родители
стали лучше понимать своего ребенка, в чем он успешен и какие у него трудности,
осознали свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми.
Впоследствии родители становятся более активными участниками всех дел детского
сада..
Определяя степень адаптации детей,
мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психического здоровья
(эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми,
познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).
Все вышесказанное дает
возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной
адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического
здоровья малышей.
Доклад на тему: «Использование современных технологий в ДО».
Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Современная концепция развития ребенка
ориентирована на развитие личностных качеств.
Детям нового поколения предстоит жить в
новых социальных условиях. Если раньше ребенку было гарантировано бесплатное
образование, трудоустройство согласно полученному образованию, а от него
требовались исполнительские качества. Теперь же нет никаких гарантий, и от него
требуется не только и не столько исполнительность, как инициатива,
самостоятельное принятие решений, решительность, и другие лидерские качества.
И мы должны период дошкольного
детства предоставить дошкольнику не только для подготовки к школе, но и
подготовке к жизни. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с
детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач,
а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь,
спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной
эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие
самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В настоящее
время педагогические коллективы ДО интенсивно внедряют в работу инновационные
технологии. Поэтому основная задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и
формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в
дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов
дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку
со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не
рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как
личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических
технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале
давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,
приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни
образовательных технологий.
Основные требования (критерии)
педагогической технологии:
Концептуальность - опора на
определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое,
дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных
целей.
Системность – технология
должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с
целью коррекции результатов.
Эффективность – современные
педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть
эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной
технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический
инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога,
использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных
особенностей.
Взаимодействие всех субъектов
открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется
на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих
технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу
жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях
развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
ü от типа дошкольного
учреждения,
ü от продолжительности пребывания
в нем детей,
ü от программы, по которой работают педагоги,
ü конкретных условий ДОУ,
ü профессиональной компетентности педагога,
ü
показателей здоровья детей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Педагоги, активно
использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,
единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду
позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
Ø «игровые» —
детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,
драматизации, разного рода развлечения);
Ø «экскурсионные»,
направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и
общественной жизнью;
Ø «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать
свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной
(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
Ø «конструктивные»,
нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание
скворечника, устройство клумб.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому
типу мышления.
Надо отметить, что
применение проектных технологий не может существовать без использования
ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при
организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается
проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя
эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально –
исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение
вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание
моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов:
наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски,
звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и
звукам природы;
- использование художественного
слова;
- дидактические игры,
игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается
современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это
предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому
звену непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед
педагогами-дошкольниками задачи:
Ø идти в ногу со
временем,
Ø стать для
ребенка проводником в мир новых
технологий,
Ø наставником в
выборе компьютерных программ,
Ø сформировать
основы информационной культуры его личности,
Ø повысить
профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность
ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных
потенциалов.
Личностно-ориентированная
технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания
новых образовательных программ.
Отмечаются
попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность,
наиболее полно реализовать себя.
Однако,
сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о
том, что педагоги полностью приступили к реализации идей
личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям
для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру
остается мало времени.
6. Игровая технология
Строится как целостное
образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
·
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
·
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
·
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать
реальные явления от нереальных;
·
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление
игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может
и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации
такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые
для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную
систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему,
педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный
уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно,
этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая
педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими
материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных
задач. Некоторые современные
образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство
педагогической коррекции поведения детей.
7. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.
Альтшуллером.
Воспитатель
использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию
думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология
позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его
жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
Целью использования
данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с
другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого
воображения.
Основная
задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в
работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке
сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без
понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые,
бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять
тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения
противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя
многочисленные ресурсы.
Можно
применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог
недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с
применением метода выявления противоречий:
ü
Первый этап – определение положительных и
отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих
стойких ассоциаций у детей.
ü
Второй этап – определение положительных и
отрицательных свойств предмета или явления в целом.
ü
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него
хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений,
вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже
проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно,
раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной
задачи – суть творческой педагогики.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии
гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное
обучение в школе.
Каждый педагог
– творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может
по настоящему усовершенствоваться, если
не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и
педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!