"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ МАКИНКА АУЫЛЫНЫҢ    "БАЛДЫРҒАН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕККЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯСЛИ- САД "БАЛДЫРҒАН" СЕЛА МАКИНКА ПРИ  ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

27.03.2017

ГККП Детский сад «Балдырған»

  Консультация для воспитателей

"Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста". 2017 г. 

       

  Все родители мечтают, чтобы их ребенок

рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок

был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него

быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше

приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему

требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования

характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных

способностей.

          Что же такое здоровье? Здоровье - это

не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,

психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему

здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

         Если физическое здоровье - это

показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка,

телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации,

чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое

здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики

ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень

зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

         Физическое здоровье и психическое

состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего

физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия

способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа

и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и,

наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А

расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к

успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние

используется для регуляции психического состояния.

          В последнее время проблемам

обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное

внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как

следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст,

что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой

ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости,

обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные

расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является

дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая

обстановка.

          Необходимо подчеркнуть, что для

здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья:

внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание

эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное

психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий

для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного

учреждения.

           В дошкольных учреждениях с проблемой

сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда

ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых,

всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном

обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у

семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье

справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского

сада, а за что отвечают сами родители?

          Период адаптации к условиям детского

сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям

социального существования, к новому режиму.   Наиболее сложная

перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации. Адаптивные

возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша

в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии

могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению

темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить

оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут

смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только

у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход

ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.

Поэтому, процесс

адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно

организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на

профилактику дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального

перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению

детской агрессии. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта,

уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.

        Практика показывает, что привыкание

малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от

того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному

периоду в его жизни.

Нередко родители, желая

развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того,

чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что

ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к

поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных  отношений,

привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его

сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться

к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом, наибольшую

роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или

отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми. Немаловажное значение

имеет сформированность таких черт личности, как инициативность,

самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

На сегодняшний день к

решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания

плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском

саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации  призвано решать следующие задачи:

1.     Укрепление физического и

психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом

индивидуальных возможностей детей.

2.     Формирование у детей

адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками:

развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей,

взрослых, с правилами игры.

3.     Формирование чувства

защищенности, свободы, доверия к окружающему.

4.     Снятие эмоционального и

мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной

активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.

5.     Развитие игровых

навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора,

усвоение общепринятых норм поведения.

6.     Взаимодействие с

родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к

собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных

взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша

педагогически целесообразное  воздействие.

7.     Создание единого стиля

воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье.

     Работа строится таким образом, чтобы

обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного

процесса.

К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как

совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном

расположении к нему помогают установить контакт с взрослым, расширить опыт общения

и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка практика

общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Проводятся

тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их опасения,

выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребенка в

учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации.

 Все это повышает психолого-педагогическую компетентность родителей. 

Предполагаемые результаты

1. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ.

2. Обеспечение социализации неорганизованных детей раннего возраста и

успешной адаптации их  и их родителей к условиям ДОУ. 

3. Создание непрерывной системы в образовательной и оздоровительной работе

ДОУ с семьей.

4.  Повышение физического и психического уровня развития детей.

Проведение комплексных развивающих занятий дает свои

положительные результаты.  И дети легче

адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности

в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило, характерно

радостное или устойчивое спокойное состояние. Это помогает проследить

положительную динамику увеличения числа детей с легкой степенью адаптации. Формируются

социальная ориентация детей на сверстников и взрослых, умение налаживать

позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных

ситуациях, формируется образ "Я", повышается жизнедеятельность организма,

происходит ранняя социализация.

Также  укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей. Родители

стали лучше понимать своего ребенка, в чем он успешен и какие у него трудности,

осознали свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми.

Впоследствии родители становятся более активными участниками всех дел детского

сада..

      Определяя степень адаптации детей,

мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психического здоровья

(эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми,

познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).

        Все вышесказанное дает

возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной

адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического

здоровья малышей.

 

Просмотров: 236


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст