ГККП Детский сад «Балдырған»
Консультация для воспитателей
"Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста". 2017 г.
Все родители мечтают, чтобы их ребенок
рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок
был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него
быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше
приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему
требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования
характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных
способностей.
Что же такое здоровье? Здоровье - это
не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему
здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье - это
показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка,
телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации,
чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое
здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики
ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень
зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое
состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего
физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия
способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа
и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и,
наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А
расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к
успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние
используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам
обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное
внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как
следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст,
что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой
ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости,
обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные
расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является
дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая
обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для
здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья:
внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание
эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное
психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий
для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного
учреждения.
В дошкольных учреждениях с проблемой
сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда
ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых,
всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном
обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у
семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье
справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского
сада, а за что отвечают сами родители?
Период адаптации к условиям детского
сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям
социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная
перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации. Адаптивные
возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша
в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению
темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить
оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут
смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только
у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход
ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.
Поэтому, процесс
адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно
организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на
профилактику дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального
перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению
детской агрессии. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта,
уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.
Практика показывает, что привыкание
малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от
того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному
периоду в его жизни.
Нередко родители, желая
развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того,
чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что
ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к
поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений,
привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его
сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться
к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом, наибольшую
роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или
отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми. Немаловажное значение
имеет сформированность таких черт личности, как инициативность,
самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
На сегодняшний день к
решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания
плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском
саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации призвано решать следующие задачи:
1. Укрепление физического и
психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом
индивидуальных возможностей детей.
2. Формирование у детей
адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками:
развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей,
взрослых, с правилами игры.
3. Формирование чувства
защищенности, свободы, доверия к окружающему.
4. Снятие эмоционального и
мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной
активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.
5. Развитие игровых
навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора,
усвоение общепринятых норм поведения.
6. Взаимодействие с
родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к
собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных
взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша
педагогически целесообразное воздействие.
7. Создание единого стиля
воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье.
Работа строится таким образом, чтобы
обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного
процесса.
К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как
совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном
расположении к нему помогают установить контакт с взрослым, расширить опыт общения
и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка практика
общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Проводятся
тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их опасения,
выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребенка в
учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации.
Все это повышает психолого-педагогическую компетентность родителей.
Предполагаемые результаты
1. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ.
2. Обеспечение социализации неорганизованных детей раннего возраста и
успешной адаптации их и их родителей к условиям ДОУ.
3. Создание непрерывной системы в образовательной и оздоровительной работе
ДОУ с семьей.
4. Повышение физического и психического уровня развития детей.
Проведение комплексных развивающих занятий дает свои
положительные результаты. И дети легче
адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности
в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило, характерно
радостное или устойчивое спокойное состояние. Это помогает проследить
положительную динамику увеличения числа детей с легкой степенью адаптации. Формируются
социальная ориентация детей на сверстников и взрослых, умение налаживать
позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных
ситуациях, формируется образ "Я", повышается жизнедеятельность организма,
происходит ранняя социализация.
Также укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей. Родители
стали лучше понимать своего ребенка, в чем он успешен и какие у него трудности,
осознали свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми.
Впоследствии родители становятся более активными участниками всех дел детского
сада..
Определяя степень адаптации детей,
мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психического здоровья
(эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми,
познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).
Все вышесказанное дает
возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной
адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического
здоровья малышей.