Практикум для родителей « ТРИЗ технологии
в детском саду- что это?
Цели и задачи:
Содержание:
Мы все хотим, чтобы наши
дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это
сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи,
и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко
разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может
быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И
только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой
одаренности..
Чтобы воспитать талантливого человека,
необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность
нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач
занимается ТРИЗ-педагогика.
Для начала давайте определимся с понятием,
что такое ТРИЗ-.
Это самая молодая из известных и
популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория
решения изобретательных задач) и ТРТЛ(теория развития творческой личности),
созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее
современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию
детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не
упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит
воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в дошкольных учреждениях
является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность,
системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание
программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения; активности, стремления к
новизне; речи и творческого воображения.
В современных методичках часто звучит «развивайте у детей
творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить
творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а
столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять
физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не
замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и
говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое
в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности.
И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и
дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.
Дело в том, что основные
идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы
диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще
изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут
быть и в технической системе, и в бытовой ситуации.
Как мы с вами знаем, игра в дошкольном
возрасте является основным видом деятельности. И во время игры у дошкольника
формируются социально-личностные отношения.
Если мы ставим себе цель развивать
ребенка, то мы должны учитывать, что у каждого из детей свои интересы, свои
способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.игры по
методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную
речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость.
Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и
коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным.
Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что,
безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми играми:
1.Игры, направленные на выявление противоречий.
Игра “Хорошо-плохо”
По цепочке дети называют положительные и
отрицательные качества одного и того же предмета. (Пример: “Книга”.Хорошо
– из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Родители играют в игру
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и
нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального
решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут
быть такие: как не намокнуть под дождем;
как мышам достать сыр из-под носа кота;
как выгнать лису из зайкиной избушки;
как потушить пожар, если в доме нет воды;
как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
как оставить кусочек лета в зиму
Напомним правила мозгового штурма: исключение всякой
критики; ) поощрение самых невероятных идей;
) большое количество ответов, предложений;
) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом
предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное,
позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты
мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности:
нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали
недоступны мышам и т.д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что
позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к
творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей:
умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь
критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет
развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческуюактивность в поиске
решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не
бывает.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с нами в игру. Для этого нам с
вами надо окунуться в детство и превратиться в детишек.
- Готовы? Тогда давайте выйдем в середину группы, встанем в круг,
закроем глаза и возьмемся за руки, что бы произнести волшебные слова: «Раз,
два, три, волшебник Помогай-ка в страну детства нас верни!»
-Ой, какие замечательные детки сегодня в нашей группе. Ребята,
сегодня мы будем играть с вами в интересные игры. Для начала давайте возьмемся
за руки , поздороваемся и улыбнемся друг другу. Когда у человека хорошее
настроение у него все хорошо получается.
Наша игра будет называться лжезагадки
Пример Лжезагадок для тризовского занятия:
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине
островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько
улетело?
• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто
скорее долетит?
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько
детей у мамы?
• Что едят крокодилы на северном полюсе?
• Что является второй подушкой для щеки?
• Кто громче замычит: петух или корова?
• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти
реку?
• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
• Как лучше сорвать арбуз с дерева?
• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков
будет больше?
• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько
стало яблок?
Игра « Я все могу»
Прочтите текст: «Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь,
не утонет в речке мяч.»
1. Шёпотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Переходя
волнообразно от одного к другому.
4. С пулеметной скоростью.
5. Со скоростью улитки.
6. Как будто вы страшно замерзли.
7. Как будто у вас во рту горячая картошка.
Повторите то же самое, но так, как если бы этот текст прочел:
1. Марсианин.
2. Лошадь, только что научившаяся говорить.
3. Робот.
4. Пятилетняя девочка.
5. Как будто вас
слушает все человечество, и вы этим текстом должны ему объяснить, как важно
стремиться делать людям добро друг другу, а других слов у вас нет.
6. Как будто с помощью данного текста вы
объясняетесь в любви, и другой возможности объясниться нет.
Игра: «Поза»
Задание:
Не сходя со стула, уловите свое внутреннее ощущение, посидите так, как сидит:
1. Председатель экзаменационной комиссии.
2. Пчела на цветке.
3. Кассир на рабочем месте.
4. Обезьяна, изображающая, как вы сидите.
5. Побитая собака.
6. Торжествующая собака.
7. Кот, имеющий намерение погулять.
8. Наказанный Буратино.
9. Невеста на свадьбе.
10. Поросенок на кактусе.
11. Наездница на лошади.
12. Беременная женщина.
13. Преступник на скамье подсудимых.
14. Космонавт
в скафандре.
игра: «Походка»
Походите так, как ходит:
1. Младенец, который только что начал ходить.
2. Глубокий старик (старуха)
3. Лев (львица)
4. Пьяный.
5. Орангутан.
6. Артистка балета.
7. Больной сильный радикулитом.
8. Амёба.
9. Солдат русской армии.
10. Представительница древнейшей профессии.
11. Ромео в нетерпеливом ожидании свидания.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Хочется обратиться к родителям, найдите время, чтобы
провести его с ребенком, используйте игры ТРИЗ технологии.
Используйте
различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый
источник детской фантазии. Надеемся, что сегодняшняя
информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители!
Подготовила
и провела: воспитатель 1-ой категории Гайдукевич Н.П.