"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ МАКИНКА АУЫЛЫНЫҢ    "БАЛДЫРҒАН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕККЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯСЛИ- САД "БАЛДЫРҒАН" СЕЛА МАКИНКА ПРИ  ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Семинар- практикум для педагогов "Посеем в детских душах доброту". Подготовила и провела: методист Красноусова А.Д.

30.12.2021
 

СЛАЙД 2

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

 

Ход семинар- практикума:

 

1.     Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»;

2.     «Педагог – зеркало детских душ»;

3.     Практическое задание

4.     Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога;

5.     Художественное слово в воспитании нравственных чувств детей;

6.     Практическое задание  «Острое блюдо»;

7.     Практическое задание Ситуация: «Если ребенок обидел товарища»;

8.      Заключительная часть.

 

 

 

В настоящее время современное  общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

         В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Конечно, работу по духовно-нравственному воспитанию нужно начинать с создания для детей теплой, уютной, домашней атмосферы. Каждый день жизнь ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, добрыми и веселыми играми, улыбками взрослых и детей. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, семье, родному городу, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство.

         В группе должна быть создана система нравственного воспитания. Она включает в себя: СЛАЙД 3

1.     Источники нравственного опыта (отношения между детьми в коллективе; отношения воспитанников с педагогами и родителями; деятельность (игровая, общественная, полезная); эстетика быта; мир природы; мир искусства);

2.     Правильное соотношения форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;

3.     Включение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности ребенка. Педагогам важно понять и принять, что не педагоги, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению воспитателей и родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие, как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.

         Так как же помочь детям стать чуткими, милосердными, щедрыми, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости и злобе? Об этом сегодня пойдет наш разговор.

 

 

«Педагог – зеркало детских душ»

СЛАЙД 4

Есть ли пути, идущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. В.А. Сухомлинский долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком,  человеком его надо сделать».

А вот что говорит ученый и педагог-новатор Ш.А. Амонашвили: «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».

Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольника в процессе воспитания оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

- к своей работе;

- к воспитанникам;

- к другим людям;

- к самому себе.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе воспитания. Если педагог увлечен своей работой, ответственно относится к любому делу, принципиален, чуток и заботлив с воспитанниками, то дети укрепляют свою веру в торжестве морали. И напротив, если дети становятся свидетелями равнодушия, бестактности педагога, их нравственному развитию наносится существенный урон. Познакомьтесь с принципами педагогической деятельности, которые выделил Ш.А. Амонашвили, как основные, в гуманном подходе к детям. СЛАЙД 5

Первый - любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, то есть обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

 

Практическое задание

СЛАЙД 6

 

Посмотрите и прочитайте первую памятку.

- Какие советы, по вашему мнению, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств?

- Напротив того совета, который был уже использован на практике и дал положительные результаты, поставьте знак "+". Напротив того совета, который не доводилось использовать на практике "-". Над советом, который вызван удивление "!".

 

Вопрос: Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

«Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?» Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

- Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?

 

Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога

 

В годы детства каждый человек ждет добра, участия и ласки. Если этого нет, человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности. Хотелось бы обсудить с вами следующий вопрос: можно ли обращаться к детям только по фамилии? Как вы думаете, какое чувство испытывает ребенок в такой ситуации? Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и сочувствия. В итоге, ребенок не получает своей порции «поглаживания», а это в дошкольном возрасте просто опасно.

Задание: как можно обращаться к детям, если в группе 3 ребенка с одинаковым именем?

 

Художественное слово в воспитании нравственных чувств детей

 

СЛАЙД 7

Берись дружно – не будет грузно.

Во зле жить – по миру ходить.

Все любят добро, но не всякого любит оно.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь – скучно.

Где дружба прочна – там хорошо идут дела.

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Живи – не скупись, с друзьями делись.

Людей помнят по их делам.

От добра добра не ищут.

 

Практическое задание:

 

 «Острое блюдо»

На блюде лежат листочки, на которых описаны ситуации, возникающие  детских коллективах. Педагоги должны рассказать о том, какие действия они предпримут для выхода из данной ситуации:

- мальчик подклеивал книгу и нечаянно пролил клей. Дети побежали к воспитателю и стали жаловаться.

- девочка взяла чужую игрушку, и положила себе в шкаф.

- на музыкальном занятии дети встали в круг, но не хотят брать в круг девочку.

- на прогулке несколько детей давят ногами ползающих на тротуаре муравьев.

- дети высмеивают вещь на каком-то ребенке.

- при виде человека с ограниченными возможностями, дети показывают  на него пальцем, смеются.

- разговор двух детей: «Я тебе дам значок, а ты возьмешь меня в игру».

- ребенок с неуважением относится к родным, когда его забирают вечером из детского сада.

- ребенок не делится игрушками с товарищами.

 

Практическое задание:

 

СЛАЙД 8

Ситуация «Если ребенок обидел товарища»

не обращать внимания

- предложить дать сдачи

- лишить игрушек

- объявить бойкот

- отправить в тихий угол «остыть»

- осудить поступок в коллективе детей

- долго объяснять поступок ребенку

- добиваться извинений

- заплакать вместе с обиженным

- сказать, например: «Что  с тобой случилось? Ты никогда никого не обижал. Может, злодей тебя околдовал сегодня?».

- прибегнуть к помощи волшебной палочки, прикоснуться к плечу обидчика с волшебными словами

- рассказать всем пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок

- отвести к заведующей

- прочитать четверостишие (какое?)

- отправить к боксерской груше

- отправить к «сердитому» зеркалу

- отправить обоих в «уголок примирения»

- предложить родителям принять меры

- посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка

 

 

Заключительная часть

 

В заключении хочется добавить, что наш семинар   поможет вам превратить наших детей в добрых, чутких и отзывчивых. После  семинар вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете помечать только хорошее в детях. Вы уже не сможете называть детей только по фамилии, у вас появится желание учить стихи и пословицы о доброте, вы будете играть с детьми в добрые игры и совершать много хороших поступков по отношению к природе и всем, кто нуждается в помощи. И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 743


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст