Семинар- практикум для педагогов
«Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
15 октября 2021 год
Ход семинара:
Методист, Красноусова А.Д.: Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?» Объявляю повестку дня:
1.Постановка проблемы.
Звучит пьеса П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».
Методист: на фоне музыки читает стихотворение «Моя планета» Якова Акима:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Методист: в этой музыке и шепот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы наяву. Прошу вас ответить на два важных вопроса.
Задание 1. Возьмите лист бумаги. На одной стороне, с красной пометкой, напишите ответ на вопрос: «Что в нашем детском саду мешает эффективному экологическому воспитанию детей?» А на другой стороне, с зеленой пометкой – ответ на вопрос: «Что помогает в нашем детском саду формировать у дошкольников экологическую культуру». Отложите свои записи в сторону. К ним мы вернемся позже.
Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Современная трактовка понятия «экология» намного шире.
В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. А как мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 2. Cоставьте синквейн (пятистрочное стихотворение) на тему «Экология».
Структура синквейна |
Содержание |
Варианты педагогов |
1-я строка – одно слово |
Тема синквейна – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь |
Тема «Экология» |
2-я строка – два слова |
Прилагательные или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта |
Загрязненная, хрупкая |
3-я строка – три слова |
Глаголы или деепричастия, которые описывают суть проблемы |
Охранять, беречь, защищать |
4-я строка – фраза из четырех слов |
Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту |
Давайте будем |
5-я строка – одно |
Существительное, синоним-ассоциация, которые повторяют тему |
Жизнь |
Задание 3.
1). Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные).
3) Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; экспериментально-исследовательская деятельность, опыты; моделирование.)
4). Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы).
Методист: Природа – источник красоты. Давайте немного отдохнем и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул легкий теплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних кленов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.
(Педагоги открывают глаза. На экране демонстрируется слайд «Природа родного края»).
Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Вы согласны? Чтобы сформировать у них потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.
Задание 5. Перечислите, что нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде):
- создать познавательную экосреду на территории ДО;
- проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- экспериментировать с детьми с природным материалом;
- организовывать самостоятельные игры с природным материалом;
- проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
- привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;
- оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.
На занятиях вы задаете детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Предлагаю и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ». Отвечать нужно быстро, не задумываясь. Начинаем.
Вопросы:
- Зачем белке длинный пушистый хвост? (для «полетов» с дерева на дерево).
- Какие камни находятся в реке? (мокрые).
- Полезны ли лягушки и жабы? (жабы поедают вредителей садов и огородов).
- Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать).
- Какая птица не высиживает яиц? (кукушка).
- Кого считают предком собаки? (предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала).
- Назовите животных, впадающих в спячку зимой? (еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна).
- Что такое Красная книга? (список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов).
- Что в огне не горит, в воде не тонет? (лед).
- Какой спортивный инвентарь нужен для катания на льду? (коньки).
- Как называется игра со снегом? (снежки).
- Как называется отпечаток ноги на снегу? (след).
- Как зовут девочку из снега – героиню русской сказки? (Снегурочка).
- Сильный ветер со снегом – это? (метель).
- Как называется самый короткий месяц? (февраль).
- Как называется дубовый лес? (дубрава).
- Что делает ветер? (воет, дует, срывает листья).
(В конце игры по набранным фишкам определяется победитель).
В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Педагог должен преподносить воспитанникам новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать. Всегда ли у нас это получается? Давайте разберем конкретные ситуации.
Игра «Подумай и ответь».
Ситуация 1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?
(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).
Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.
«– Когда я вышел», – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
– А я видела красивые деревья, на них иней.
– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.
«– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега», – говорит Лена.
«– Молодец, Леночка», – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.
Вопросы:
- Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад?
- В чем проявилась у детей любовь к природе?
- Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?
Вы отлично справились с заданиями. А теперь предлагаю проверить домашнее задание, которое вы подготовили к нашей встрече.
Домашнее задание: педагоги презентуют памятки для родителей экологической тематики.
Предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию: что уже сделано, а что только планируется. Возьмите фишки красного и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол фишку красного цвета, если нет – синего.
Утверждения:
- Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.
- Периодически организую экскурсии с детьми в парк, лес.
- Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.
- Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Провожу экологические акции с детьми и родителями.
- На участке ДО есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.
- В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.
- Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.
- Дети моей группы знают стихи о природе.
- В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.
- Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.
- Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.
Не расстраивайтесь, если синих фишек оказалось больше, чем хотелось. Это можно исправить, используя все ресурсы для решения поставленных задач.
Музыкальная загадка: (звучит пьеса К. Сен-Санса «Лебедь»).
Как вы думаете, о какой птице рассказывает эта музыка? Подсказка:
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(Лебедь)
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельствовать о нашей высокой экологической культуре и экологически чистой окружающей среде.
Творческая мастерская:
Не только красота, но и доброта спасет мир. И это в наших силах. Предлагаю вам сделать белых лебедей и разместить их в своих группах.
(педагоги делают лебедей из бумаги в технике оригами).
В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу. Предлагаю вам полюбоваться красотой нашей природы (под музыку Чайковского просмотр слайдов о природе).
Решение семинар- практикума:
1. Продолжать работу по экологическому воспитанию детей: развивать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели, специалисты ДО.
2. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.