12.08.2021
Инструктивно-методическое письмо по организации воспитательнообразовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году разработано на основании Законов Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагогов» и Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025, а также Модели развития дошкольного воспитания и обучения, где целью дошкольного воспитания и обучения является создание благоприятных безопасных условий для гармоничного разностороннего развития детей с учетом их индивидуальных потребностей.
В Инструктивно-методическом письме обозначены основные задачи на 2021-2022 учебный год, которые включают следующие направления:
- создание благоприятной развивающей безопасной образовательной, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных способностей и потребностей каждого ребенка;
- воспитание, обучение и развитие (без утомления) детей в интересной для них игровой форме;
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми образовательными потребностями - совершенствование навыков, необходимых для обучения в школе (умение оценивать опасные или безопасные действия; регулировать эмоции; общее когнитивное развитие ребенка);
- обеспечение равных стартовых возможностей для получения качественного дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения. (3 слайд)
При организации воспитательно-образовательной деятельности рекомендуем педагогам обращать внимание на следующие принципы:
- обучение через игру;
- развитие детей через интеграцию образовательных областей.
Приложение Инструктивно-методического письма включает примерные сквозные темы, образцы перспективного плана, циклограмму, примерный режим дня по возрастам.
Инструктивно-методическое письмо в течении года будет доступно на сайте www.rc-dd.kz
В инструктивно- методическом письме указан список всех нормативно- правовых актов, которыми руководствуются в своей деятельности дошкольные организации и классы предшкольной подготовки.(4 слайд)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дошкольные организации осуществляют воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения (далее-Стандарт); Типовыми учебными планами дошкольного воспитания и обучения (далее-ТУП); Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа).
В соответствии с Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций, дошкольная организация организует свою деятельность по следующим периодам:
1) с 1 сентября по 31 мая – учебный год (период освоения содержания Типовой программы;
2) с 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период;
3) до 1 августа ежегодно – осуществляется выпуск из дошкольной организации воспитанников, достигших школьного возраста;
4) c 1 по 31 августа текущего года – осуществляется перевод воспитанников из одной возрастной группы в другую.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется согласно:
- перспективному плану на основе сквозных тем;
- циклограмме;
- мониторингу достижений воспитанников (стартовый, промежуточный, итоговый). (5 слайд)
Перспективный план составляется воспитателями и другими педагогами (учитель казахского и русского языка, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и т.д.), на основе сквозных тем на один учебный год.
Планируемые сквозные темы, их последовательность и количество рассматриваются и утверждаются на Педагогическом совете, следовательно цели определяются педагогами в зависимости от выбранных тем (примерный перечень сквозных тем имеется в приложении инструктивно- методического письма) (Приложение 1).
В перспективном плане определяется тематика организованной учебной деятельности (Приложение 2)
Перспективный план предусматривает обязательное выполнение образовательных задач по воспитанию, обучению и развитию детей с учетом их возрастных особенностей.(6 слайд)
В целях обеспечения качества образовательного процесса педагог в соответствии с Перспективным планом составляет циклограмму.
Циклограмма составляется в соответствии с перспективным планом на каждую неделю (Приложение 3), которая обеспечивает выполнение всех режимных процессов, начиная от приема детей, проведения организованной учебной деятельности (далее – ОУД), прогулок, дневного сна и до ухода детей домой.
Циклограмма – это подбор содержания, форм, методов и приемов предстоящей успешной работы с детьми, четкие ориентиры в использовании рабочего времени.
Структура циклограммы выстраивается в соответствии с режимом дня (Приложение 4).
Требования к планированию Циклограммы:
- определение темы ОУД в соответствии с Перспективным планом;
- соблюдение принципа системности и последовательности при распределении программного материала;
- обеспечение условий для качественного и полноценного развития детей в соответствии с содержанием Программы;
- применение инновационных технологий, методов и приемов для воспитания и обучения детей;
- формирование предметно-развивающей среды для качественного планирования структурных частей циклограммы.(слайд 8)
Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольной организации, а также о динамике развития ребенка проводится мониторинг по усвоению содержания Типовой программы на основе диагностики (стартовый в сентябре, промежуточный- январе и итоговый- в мае).
Цель мониторинга:
- отслеживать достижения ребенка;
- обеспечивать индивидуальный подход к воспитанию и развитию детей;
- совершенствовать образовательный процесс на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий;
- определить уровень усвоения ребенком содержания Программы.
Результаты заполняются в «Листе наблюдений». На основании полученных данных, заполняется Индивидуальная карта развития ребенка. В Индивидуальной карте развития ребенка в разделе «Корректирующие мероприятия» по итогам данных диагностики педагогами и специалистами, работающими с детьми, заполняются мероприятия по дальнейшему развитию ребенка.
Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками.(9 слайд)
Возрастная периодизация
В соответствии Стандарта возрастная периодизация и возрастные группы раннего возраста следующие:
-ранний возраст - от 1-го года (группа раннего возраста);
младший возраст - от 2-х лет (младшая группа).
Наполняемость групп согласно Санитарным правилам.
Объем недельной учебной нагрузки в соответствии с ТУП:
1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;
2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут.(10 слайд)
средний возраст - от 3-х лет (средняя группа);
старший возраст - от 4-х лет (старшая группа).
Объем учебной недельной нагрузки в соответствии с Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения для детей с казахским языком обучения составляет:
- средняя группа (от 3-х лет) - 11 часов с продолжительностью 15-20 минут;
- старшая группа (от 4-х лет) - 12 часов с продолжительностью 20-25 минут.
Объем учебной недельной нагрузки в соответствии с Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения для детей с русским языком обучения следующий:
- средняя группа (от 3-х лет) - 11,5 часов с продолжительностью 15-20 минут;
- старшая группа (от 4-х лет) - 12,5 часов с продолжительностью 20-25 минут.
В структуре Типового учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части – реализацию содержания Типовой учебной программы.
При определении вариативного компонента учитываются возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей и направление деятельности дошкольной организации, наличие кабинетов и специалистов, в соответствии со штатным расписанием и др.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с русским языком воспитания и обучения составляет:
для детей средней группы – 0,5 часов;
для детей старшей группы – 1,5 часа.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с казахским языком воспитания и обучения составляет:
для детей средней группы - 1 час;
для детей старшей группы – 2 часа.(11 слайд)
Перечень документации воспитателя:
1) табель посещаемости;
2) журнал «Социальная карта детей» (в электронном виде);
3) перспективный план на год;
4) циклограмма (на неделю);
5) материалы диагностики: Лист наблюдения, Индивидуальная карта развития ребенка (в электронном виде);
6) протоколы родительских собраний группы(12 слайд)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комплексную методическую поддержку педагогам системы дошкольного воспитания и обучения обеспечивает портал Республиканского центра «Дошкольное детство» – www.rc-dd.kz
На сайте размещены:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие систему дошкольного образования (рубрика НПА);
- методические рекомендации, пособия и др. (рубрика методичекие разработки)
Также на сайте Центра размещен Республиканский научноинформационный методический журнал «Дана бала» (рубрика методические материалы), где педагоги дошкольных организаций могут разместить свои статьи. С требованиями и правилами к оформлению статьи можно ознакомиться в данной рубрике.
Данный портал находится в свободном доступе, материал скачивается бесплатно.
Вместе с тем, на сайте осуществляется деятельность рубрики JivoSait, где специалисты Центра предоставляют ответы педагогической и родительсткой общественности.
В социальных сетях (Facebook, Instagram, Telegram, WhatsApp) создан чат педагогов дошкольных организаций, где размещается актуальная информация по дошкольному образованию.(13 слайд)