Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей. Главной целью педагогов дошкольной организации является – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Это: развитие интересов и потребностей ребенка; деление обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа жизни семьи, становлении семейных традиций; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДО и семьей, являются следующие: изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание; открытость детского сада семье; ориентация педагога на работу с детьми и родителями. Педагог дошкольной организации для создания доверительных отношений с родителями должен обязательно продумать содержания и формы работы с ними. Для формирования у родителей более полного образа ребенка, правильного его восприятия, ему сообщается такая информация, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. Очень важно ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, нужно говорить не только о его достижениях, но и о трудностях, тревогах, отрицательных моментах в поведении ребенка. Во время совместных с родителями исследованиях планируются конкретные виды деятельности и выбираются формы сотрудничества. В нашей республике организация работы с родителями включает: инструктивно-педагогическую (лекции, семинары);· организационно-методическую (игровые и имитационные игры,· занятия); психолого-медицинскую (лекции, семинары, тренинги);· совершенствование практических навыков (практические занятия, обмен опытом, кружки, клубы). Включение родителей в планирование образовательного процесса в дошкольной организации можно осуществлять по следующим направлениям: изучение интересов, потребностей родителей в образовательных услугах; создание модели выпускника; программы развития дошкольной организации, годового плана, учебного плана, совместных планов воспитателей. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение· экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая, во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. В настоящее время используются разнообразные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используются:
- наглядная пропаганда;
- оn-line наблюдение;
- посещение семей;
- родительские собрания;
- беседы и консультации;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- круглые столы;
выставки и мн. др.
Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно информационные.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Живой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные на конструктивные. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Интересной формой работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Важным моментом в работе с родителями должны стать домашние педсоветы, дни открытых дверей, семинары, практикумы и т.д. Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым из родителей. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. Беседы должны соответствовать определенным требованиям: - быть конкретными и содержательными; - давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей; - пробуждать интерес к педагогическим проблемам; - повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Значительную роль во взаимодействии педагога с родителями имеет наглядная пропаганда. Целенаправленное и систематическое применение наглядных средств способствует ознакомлению родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказанию практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: изобразительная, словесно-образная, информационная. Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части: материалы информационного характера (правила для родителей,· распорядок дня, объявления различного характера) материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, понятным чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Также эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Установка системы видеонаблюдения в детском саду − новая форма информационных технологий, которая помогает уменьшить количество поводов для волнения. Необходимость оn-line-наблюдения в детском саду – реальность нашего времени. С помощью установки видеонаблюдения в детском саду решаются три основных проблемы: Обеспечение безопасности детей – можно контролировать как внутренние помещения, так и наружную территорию детского сада. Разрешение спорных ситуаций с педагогами. Часто родителям в спорных моментах приходится принимать сторону ребенка или педагога, камеры же позволяют объективно оценить всю ситуацию. Как же определить насколько эффективна работа с родителями в воспитании и развитии личности ребенка? Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: во-первых, заинтересованность родителей к содержанию образовательного процесса с детьми в дошкольной организации, в конкретной группе; во-вторых, возникновение дискуссий по инициативе самих родителей; в-третьих, ответы на вопросы родителей ими самими; в-четвертых, приведение родителями примеров из собственного опыта, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; в-пятых, стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; в шестых, повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. Таким образом, основными принципами организации работы с семьей является - открытость; - сотрудничество; - отсутствие формализма; - создание активной развивающей среды; - диагностика; - наблюдение.
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство является обязательным условием для педагогов. Приобщать семью к образовательному процессу в детском саду необходимо, т.к. родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознать свою роль в его воспитании и обучении.