Народная игра (подвижная, бытовая, игра-аттракцион) как средство познания социальной деятельности.
Подготовила: воспитатель Курмашева Ж.К.
Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник положительных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них четко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе. Традиционная народная семейная педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх создаются предпосылки для развития речи, общения, навыков устного счета, укрепляется память и внимание, составляется образное и логическое мышление.
Все народные традиционные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Активизируя работу мысли, способствуя уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, они способствуют переходу детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому народная игра признана актуальной и ведущей деятельностью ребенка.
Воспитательное значение народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. Народные подвижные игры также способствуют развитию личности в духе патриотизма. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что народная подвижная игра — незаменимое средство формирования у ребенка ценных морально-волевых качеств, интереса к народному наследию. Народная подвижная игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: − правильная организация и руководство − правильно поставленная мотивация; − многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность; − учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов. Существует классификация народных подвижных игр:
− хороводные;
− игры-забавы;
− состязательные игры;
− сезонные (обрядовые);
− игры-ловишки;
− бытовые;
− драматические (с элементами театрализованного действия).
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка — это древнее заклинание, позволяющее поделить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, определить роли весело, без обмана и обид. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение поиграть в игры-ловишки и состязательные игры. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.). Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. В других видах образовательной деятельности используются игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям размяться и ненадолго отключиться от занятия, получив порцию положительных эмоций. Игры малой подвижности включают и в некоторые режимные моменты. Например, в утреннюю гимнастику. Проводя их в заключении комплекса, детям дарится хорошее настроение на предстоящий день. Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», и др. Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют народные хороводные игры. Чаще всего их используем во время проведения праздников и развлечений. Это — игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и смелости, терпимости и совестливости. Народные подвижные игры также нами используются во время проведения в детском саду сезонно-обрядовых праздников . Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием участвуют в играх: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки». Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Очень значительное место в нашей работе занимают народные подвижные игры напрогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые народные подвижные игры. «Гуси-гуси», «Стадо», «Птицелов», Цепи кованые», «Водяной», Колечко», «Казаки-разбойники» и др. В своей работе особое внимание педагогы должны вовлекать и родителей в деле воспитания нравственной культуры детей. Родители, как никто другой, заинтересованы в становлении нравственной личности, будущего гражданина своей Родины. При проведении праздников и развлечений мамы и папы с удовольствием принимают участие в играх-забавах и играх-состязаниях. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что создает положительное отношение друг к другу. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Дети учатся подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. И что особенно важно, дети получают способность направлять свои эмоции на достижение цели.
Игры-аттракционы- это короткие игровые упражнения в детском саду обычно не требуют большого количества реквизита. Часто они проводятся в помещении, однако при этом желательно иметь достаточное количество площади, поскольку многие игры подвижны. Игры-аттракционы не имеют большой длительности, в отличие, например, от игр со сценариями. Эти игры довольно увлекательны как для самих участников, так и для зрителей. К тому же, в ходе игры, каждый участник может быстро выйти из игры, а зритель – войти в нее. Игры-аттракционы не требуют подготовки, поэтому можно приступать к ним сразу, как только воспитатель почувствует необходимость их проведения.
Игры-аттракционы лучше всего проводить, начиная с возраста 4 лет. Именно с этого возраста ребенок лучше понимает себя как личность, как индивидуальность, а также осознает победу.
Важно, чтобы игры-аттракционы в детском саду были доступны всей группе дошкольников, доставляя радость каждому ребенку, воспитателю – возможности выявить личностные качества всех участников процесса. Даже если ребенок и не участвует вместе со всеми в игре, он должен быть активными зрителем и болельщиком. Очень важна масштабность процесса, именно это отличает просто игры от аттракционов.
Для того, чтобы совместные игры приносили удовольствие и взрослым, и детям, следует выбрать тот вариант, который будет нравиться обоим возрастам.
Организовывая игру важно учитывать обстановку. Для улицы подойдут одни игры, для помещения другие. Например, в квартире, доме можно устраивать викторины, загадывать загадки, проводить небольшие детские тренинги. На улице стараются чаще организовывать эстафеты, игры-аттракционы, игры с мячом.
В играх – аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях с использованием предметов (кегли, мешочки, кольцеброс, обручи, шары, мячи, шнуры и различных мелких предметов), что повышает кожно –тактильную, и мышечно – двигательную чувствительность, совершенствует двигательную функцию рук и пальцев (мелкую моторику).
Игры – аттракционы помогают детям приобретать новые умения и навыки. Побуждают переживать положительные эмоции и жизнерадостное настроение.