"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ МАКИНКА АУЫЛЫНЫҢ    "БАЛДЫРҒАН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕККЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯСЛИ- САД "БАЛДЫРҒАН" СЕЛА МАКИНКА ПРИ  ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Семинар- практикум для педагогов "Позитив эмоций- залог здоровья педагогов". Часть 1- теория.

19.02.2021

Семинар-практикум для педагогов

«Позитив эмоций- залог здоровья педагогов»

Цели:

  • Ознакомить педагогов с понятием «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»,  «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»;
  • Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования
  • Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния
  • Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.
     

     Задачи:

  • Познакомиться с таким явлением, как профессиональное выгорание;

узнать симптомы его проявления;

  • разобраться в себе, и постараться понять, насколько велик наш

   запас прочности в отношении стрессовых факторов;

  • найти способы противостоять этим факторам;
  • представить примеры упражнений по повышению эмоционального тонуса.

 

План:

  1. Теоретическая часть (слайдовая презентация от методиста Красноусова А.Д.)
  2. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В.Бойко.
  3. Практическая часть (тренинги от психолога Ташмагамбетова С.У.)
  4. Притча «Мудрость родителей»

 

Ход семинара:

 

(Слайд 3) Характеристика психологически здорового человека:

 

Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

 

(Слайд 4) Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – проявляется
нарастающим эмоциональным истощением. Выгорание — это психологическая размолвка человека со своей работой в ответ на продолжительный стресс или разочарование.
 

Причины СЭВ:

 

 

Внешние причины:

  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы)
  • служебные неприятности; неудовлетворенность работой;
  • неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав                   (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.

Внутренние причины:

  • отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.
  • тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.

 

 

(Слайд 5) Типы личности подверженные СЭВ:            

 

«ПЕДАНТИЧНЫЙ» ТИП ЛИЧНОСТИ, характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

«ЭМОТИВНЫЙ» ТИП ЛИЧНОСТИ,

состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

 

«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ» ТИП ЛИЧНОСТИ, стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.

 

 (Слайд 6) Проявления (симптомы) СЭВ:

 

Физические состояние:  повышенная утомляемость , хроническая усталость, нарушение сна (бессонница/ уход в сон), тошнота, головокружение головные боли, гипертензия, изменения аппетита (отсутствие/ «переедание»), восприимчивость к инфекционным заболеваниям, обострение хронических болезней

 

Эмоциональные симптомы: безразличие и усталость, агрессивность, повышенная раздражительность, тревога, беспокойство, чувство вины, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, постоянное чувство неудачи, ощущение придирок со стороны других, переживание несправедливости, подавленное настроение, утрата чувства юмора

 

Поведенческие симптомы: нежелание выходить на работу, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть откладывание дел «на потом», нежелание заполнять документацию; уединение, нежелание видеть коллег и детей, импульсивное эмоциональное поведение
 

Интеллектуальное состояние:  мысли о смене профессии, уходе с работы, сомнения в полезности работы, предпочтение в работе отдается стандартным шаблонам, нежели творческому подходу, безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в семинарах, мероприятиях, формальное выполнение работы

 

Социальные симптомы: падение интереса к развлечениям, увлечениям, потеря вкуса к жизни, ухудшение отношения к коллегам, озабоченность собственными проблемами, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

(Слайд 7) Как предотвратить возникновение СЭВ?

  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
  • РЕЛАКСАЦИЯ (АУТОТРЕНИНГ)
  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

 

(Слайд 8) Мышечный зажим как спутник стресса

Способы борьбы с мышечным зажимом :

 

  • Упражнения на сброс психо-мышечного напряжения

(сброс психомышечного напряжения в

области плечевого пояса и спины.

Важно контролировать осанку и чувство

уверенности в себе)

  • Метод «Ключ» Хасая Алиева

(служит для саморегуляции человека,

управления стрессом, улучшения здоровья,

 ускорения любого обучения, развития

желаемых качеств, способностей и навыков)

 

(Слайд 9) Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником успеха в жизни, это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений.
 

В позитивном мышлении существуют три основных направления:

• Позитивный настрой
• Аффирмации (это позитивные утверждения, которые произносятся с целью настроить разум на принятие нового, изменений в жизни)
• Собственно позитивное мышление.

(Слайд 10) Несколько советов для тех, кто хочет научиться мыслить позитивно:
 

1. Никогда не позволяйте себе зацикливаться на плохих мыслях
2. Снижайте значимость событий!
3. Не стоит себя накручивать и драматизировать!!!
4. Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции.
5. Выражайте эмоции без вреда для окружающих..
6. Ограничьте свои контакты с негативными, вечно ноющими и жалующимися на жизнь людьми

7. Будьте открыты для общения!!!! Старайтесь чаще общаться с веселыми, жизнерадостными людьми. Они всегда поддержат вас и просто повысят настроение.
8. Прощайте и забывайте обиды. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны.
9. ХВАЛИТЕ СЕБЯ! Известно, что «слово может убить, слово может и спасти».
10. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня

11. Когда у вас хорошее настроение, не забудьте поделиться им с окружающими.
12. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.
13. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.
14. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.
ПОМНИТЕ: Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

(Слайд 11) Выводы:

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
  • Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
  • Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.
     

И напоследок…

Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

Не надейся на Бога

И не верь чудесам,

Есть одна лишь подмога:

Помоги себе сам

 Будьте здоровы! Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

Спасибо за внимание!

 

2. Диагностика «Прогнозирование стрессовых ситуаций»

Инструкция: Педагогическая деятельность, которой присуща непредсказуемость, считается  богатой на стрессотравмирующие ситуации. Но умение предвидеть возможные конфликтные ситуации, и вовремя принять меры для их избегания, - навык, особенно ценный и необходимый педагогу. С помощью данного опросника вы сможете самостоятельно оценить свою стрессоустойчивость.

Опросник:

1.         Я считаю, что меня недооценивают в коллективе.

2.         Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.

3.         Я постоянно переживаю за качество своей работы.

4.         Я бываю довольно агрессивно настроен.

5.         Я не терплю критики в свой адрес.

6.         Я бываю раздраженным.

7.         Я стараюсь лидировать там, где это возможно.

8.         Меня считаю человеком настойчивым.

9.         Я страдаю от бессонницы.

10.       Своим недругам я могу дать отпор.

11.       Я эмоционально тяжело переживаю неприятности.

12.       Мне не хватает времени на отдых.

13.       У меня возникаю конфликтные ситуации.

14.       Мне не хватает власти, чтоб реализовать себя.

15.       Мне не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

16.       Я делаю все быстро.

17.       Я чувствую страх, что потеряю работу.

18.       Я действую импульсивно, а потом переживаю за свои дела и поступки.

Ответы:                                          

Редко – 1 балл

Иногда – 2 балла

Часто – 3 балла.

Подсчитайте сумму баллов.

 

51 – 54 баллов - уровень вашей стрессоустойчивости очень низкий 

47 – 50– низкий

43 – 46– ниже среднего

39 – 42 – немного ниже среднего

35 – 38 – средний

31 – 34 немного выше среднего

27 – 30– выше среднего

23 – 26– высокий

18 – 22– очень высокий уровень стрессоустойчивости

 

3.Практическая часть:

Результаты диагностики показали, насколько каждый из нас подвержен поражению стрессом. Пришло время решить для себя «Быть ли здоровым или не быть?». Ответ предвидеть довольно легко, поэтому сейчас предлагаю расслабиться и отдать себя в руки нашего психолога Ташмагамбетовой С.У.

 

4.Притча «Мудрость родителей»

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая и трудная жизнь, так много проблем, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

- Вот смотри, - сказал отец и поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну кинул морковь, во вторую положил яйцо,  а в третью насыпал горсть зерен кофе. Через определенное время он достал морковь и яйцо с воды, а в чашку налил кофе с третьей кастрюли.

- Что изменилось? – спросил он дочку.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, - ответила она.

- Нет, дочка, это только поверхностный взгляд на вещи. Смотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они почти не изменились, но перемена произошла внутренне под действием одинаковых обстоятельств – кипятка. Так и люди: сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, а хрупкие и нежные только закалятся и окрепнут…

- А кофе? – спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой  враждебной среде и изменили ее – превратив кипяток в прекрасный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств – они меняют сами обстоятельства и превращают их в совершенно новые и прекрасные, получая пользу и знания в таких ситуациях.

 

   Желаю вам всем быть теми зернами, способными не только сохранить свою индивидуальность, но и превратить мир вокруг себя в неповторимый шедевр, получив от самого процесса творения и удовольствие, и радость, и успех.

Просмотров: 434


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст